Итоговое собеседование по русскому языку
Рекомендации по подготовке и проведению итогового собеседования в 2024 г.
Вариант ИС для тренировки
Итоговое собеседование по русскому языку проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 г. № 189/1513 (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018, регистрационный № 52 953).
Согласно Порядку проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования к ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за класс не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку.
Итоговое собеседование проводится во вторую среду февраля. Дополнительные сроки проведения итогового собеседования — вторая рабочая среда марта и первый рабочий понедельник мая.
Итоговое собеседование направлено на проверку коммуникативной компетенции обучающихся IX классов — умения создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации.
На данной странице размещены документы, регламентирующие структуру и содержание контрольных измерительных материалов для проведения итогового собеседования по русскому языку (спецификация, демонстрационный вариант).
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов итогового собеседования по русскому языку в 2024 году
Критерии оценивания выполнения заданий итогового собеседования по русскому языку в 2024 году
Спецификация итогового собеседования по русскому языку в 2024 году
План контроля подготовки к итоговому собеседованию
Модель проведения итогового устного собеседования по русскому языку в 9 классе.
Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий итогового собеседования по русскому языку.
Демонстрационный вариант устного собеседования по русскому языку для выпускников основной школы.
Признаки выразительного чтения и интонационный анализ текста
Устная часть ОГЭ по русскому языку 2024.
Структура собеседования.
Задание 1. – выразительное чтение вслух текста (научно-публицистического стиля).
Время на подготовку – 2 минуты. Время на выполнение – 2 минуты. По ссылке выше вы найдете информацию о том, что подразумевает собой выразительное чтение, какой должен быть темп.
Задание 2 – пересказ текста с привлечением дополнительно информации.
Время на подготовку – 2 минуты. Время на выполнение – 3 минуты.
Тренировочные варианты устного экзамена по русскому языку. Практика 1 и 2 задания.
Задание 3 – монологическое высказывание по тексту.
Время на подготовку – 1 минута. Время выполнения – 3 минуты.
Задание 4 – участие в диалоге.
Время подготовки отсутствует. Время на выполнение – 3 минуты.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Работа оценивается по системе зачет/незачет.
Ученик получает "зачет" в случае, если за выполнение работы он набрал 10 и более баллов.
Задание 1( чтение текста). Максимальное количество баллов: 2 балла.
Задание 2 (пересказ текста с привлечением дополнительной информации). Максимальное количество баллов: 4 балла.
Речевое оформление (заданий 1 и 2). Максимальное количество баллов: 4 балла.
Задание 3 (монолог). Максимальное количество баллов: 3 балла.
Задание 4 (диалог). Максимальное количество баллов: 2 балла.
Речевое оформление (заданий 3 и 4). Максимальное количество баллов: 4 балла.
ИТОГО: 20 баллов. Общее время ответа (включая время на подготовку) – 15 минут. Рекомендуемый порядок проведения экзамена, время отведенное на каждое задание.
№
п/п |
Действия экзаменатора |
Действия учащихся |
Время |
|
|
15 мин. |
1 |
Приветствие ученика. Знакомство. Короткий рассказ о содержании экзамена |
|
1 мин. |
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА
|
2 |
Предложить учащемуся познакомиться с текстом для чтения вслух |
|
|
3 |
За несколько секунд напомнить о готовности к чтению |
Подготовка к чтению вслух. Чтение текста про себя |
2 мин. |
4 |
Слушание текста Эмоциональная реакция на чтение ученика |
Чтение текста вслух |
2 мин. |
5 |
Переключение ученика на другой вид работы. |
Подготовка к пересказу с привлечением дополнительной информации |
2 мин |
6 |
Слушание текста Эмоциональная реакция на пересказ ученика |
Пересказ текста с привлечением дополнительной информации |
3 мин. |
7 |
Предложить обучающемуся выбрать вариант темы беседы и выдать соответствующую карточку |
|
|
МОНОЛОГ
|
8 |
Предложить обучающемуся ознакомиться с темой монолога.
Предупредить, что на подготовку отводится 1 минута, а высказывание не должно занимать более 3 минут |
|
|
|
|
Подготовка к ответу |
1 мин. |
9 |
Слушать устный ответ. Эмоциональная реакция на ответ |
Ответ по теме выбранного варианта |
3 мин. |
ДИАЛОГ
|
10 |
Задать вопросы для диалога |
Вступает в диалог |
3 мин. |
11 |
Эмоционально поддержать ученика |
|
|
Устные ответы участников итогового собеседования проверяются специалистами по русскому языку, прошедшими специальную подготовку.
Критерии оценивания каждого задания.
Задание 1. Чтение текста вслух
Критерии оценивания чтения вслух
|
Баллы |
Интонация
|
|
ИЧ |
Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста. |
1 |
Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста. |
0 |
Темп чтения
|
|
ТЧ |
Темп чтения соответствует коммуникативной задаче. |
1 |
Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче. |
0 |
Максимальное количество баллов за всё задание |
2 |
Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания.
№ |
Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания
|
П1
|
Сохранение при пересказе микротем текста |
Баллы |
Все основные микротемы исходного текста сохранены. |
1 |
Упущена или добавлена одна или более микротем. |
0 |
П2
|
Соблюдение фактологической точности при пересказе |
Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет |
1 |
Допущены фактические ошибки (1 и более) |
0 |
П3 |
Работа с высказыванием |
Приведенное высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично |
1 |
Приведенное высказывание включено в текст во время пересказа неуместно и/или нелогично, или приведенное высказывание не включено в текст во время пересказа |
0 |
П4 |
Способы цитирования |
Ошибок нет |
1 |
Допущены ошибки при цитировании (1 и более) |
0 |
Максимальное количество баллов |
4 |
№
|
Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (Р1)
|
Баллы
|
Г
|
Соблюдение грамматических норм
|
|
|
Грамматических ошибок нет
|
1
|
Допущены грамматические ошибки (одна и более)
|
0
|
О
|
Соблюдение орфоэпических норм
|
|
|
Орфоэпических ошибок нет,
или
допущено не более одной орфоэпической ошибки
(исключая слово в тексте с поставленным ударением)
|
1
|
Допущены орфоэпические ошибки (две и более)
|
0
|
Р
|
Соблюдение речевых норм
|
|
|
Речевых ошибок нет,
или
допущено не более трёх речевых ошибок
|
1
|
Допущены речевые ошибки (четыре и более)
|
0
|
Иск.
|
Искажения слов
|
|
|
Искажений слов нет
|
1
|
Допущены искажения слов (одно и более)
|
0
|
Максимальное количество баллов
|
4
|
Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и 2) – 10.
Задание 3. Монологическое высказывание
№
|
Критерии оценивания монологического высказывания (М)
|
Баллы
|
Выполнение коммуникативной задачи
|
|
М1
|
Участник справился с коммуникативной задачей.
Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания. Фактические ошибки отсутствуют
|
1
|
Испытуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей,
но
допустил фактические ошибки,
и/или
привёл менее 10 фраз по теме высказывания
|
0
|
М2
|
Учёт условий речевой ситуации
|
|
Учтены условия речевой ситуации
|
1
|
Условия речевой ситуации не учтены
|
0
|
М3 |
Речевое оформление монологического высказывания (МР)
|
|
|
Высказывание характеризуется смысловои? цельностью, речевои? связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена
|
1 |
|
Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (одна или более)
|
0 |
Максимальное количество баллов
|
|
3 |
Речевое оформление оценивается в целом по заданиям 3 и 4.
Задание 4. Диалог.
№
|
Критерии оценивания диалога (Д)
|
Баллы
|
Д1
|
Участник справился с коммуникативной задачей.
Даны ответы на все вопросы в диалоге
|
1
|
Ответы на вопросы не даны
или
даны односложные ответы
|
0
|
Д2
|
Учёт условий речевой ситуации
|
1
|
Учтены условия речевой ситуации
|
0
|
Условия речевой ситуации не учтены
|
|
|
Максимальное количество баллов
|
2
|
№
|
Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (Р2)
|
Баллы
|
Г
|
Соблюдение грамматических норм
|
|
|
Грамматических ошибок нет
|
1
|
Допущены грамматические ошибки (одна и более)
|
0
|
О
|
Соблюдение орфоэпических норм
|
|
|
Орфоэпических ошибок нет,
или
допущено не более двух орфоэпических ошибок
|
1
|
Допущены орфоэпические ошибки (три и более)
|
0
|
Р
|
Соблюдение речевых норм
|
|
|
Речевых ошибок нет,
или
допущено не более трёх речевых ошибок
|
1
|
Допущены речевые ошибки (четыре и более)
|
0
|
РО
|
Речевое оформление
|
|
|
Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические
конструкции
|
1
|
Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические
конструкции
|
0
|
Максимальное количество баллов
|
4
|
Максимальное количество баллов за монолог и диалог – 9.
Общее количество баллов за выполнение всей работы – 20.
Экзаменуемый получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 или более баллов.
" ТИПЫ ОШИБОК" - для подготовки к критерию "ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ"
|